Зачем получать регентское образование
Елизавета Платинская
Регент - непростое служение. На первый взгляд кажется, что регентом может стать любой человек, у которого есть музыкальное образование. Но это не так. Задача регента - чтобы прихожане почувствовали себя частью богослужения, чтобы у них пела душа. Каждый певчий должен понимать, что главное - не потерять благоговейное отношение к молитве. Человек, закончивший музыкальное училище, но далекий от жизни в Церкви, вряд ли сможет помочь людям погрузиться в молитву. А почему выпускник регентского отделения сможет?
Бытует мнение, чтобы стать регентом и управлять церковным хором, необязательно учиться в регентской школе. Логичнее закончить консерваторию, получить высшее музыкальное образование и стать дирижером. Но, на мой взгляд, это не так.


Ведь регент – не профессия. Регентство – это служение Богу и людям. И к этому пути готовят именно духовные школы, являясь крепким жизненным фундаментом. Сам уклад жизни студентов создаёт все условия для взращивания в себе необходимых качеств служителя Церкви и глубокого духовного образования.


Когда я поступала на Регентское отделение, меня терзали сомнения. Буду ли я востребована после окончания Регентской школы? Мысль, что регентом можно стать и без регентской школы, не выходила из головы. Но горячее желание быть в Лавре и любовь к пению, которая жила во мне с раннего детства, сделали своё дело. Я решила поступать.


А ещё мне помог отец, который поддержал мой выбор. Он сказал удивительные слова: образование, которое даст Духовная академия, намного ценнее самого престижного ВУЗа и квалифицированного диплома, потому что духовная школа – это школа жизни. Как армия закаляет мужчину, помогает ему возмужать физически, так духовная школа помогает окрепнуть нравственно. Сейчас я понимаю, насколько правдивы были эти слова.


Жизнь в Регентском отделении


Первый курс обучения в Регентской школе – незабываемое время. Я приспосабливалась к новым условиям жизни, к режиму, который нужно безупречно соблюдать, к манере общения с воспитателями и преподавателями. Каждый новый день – открытия и выводы. Понимание того, что даже свободное от учебы время полностью тебе не принадлежит, сначала пугало и приводило в смятение. Обязательное посещение трапез, регулярные ранние службы, долгие спевки, послушания, строгий отбой в 23:00 – всё это напоминало армию в прямом смысле.


Жизнь в духовной школе учит постоянно работать над собой: сдерживать себя, переступать через желания к обязанностям, несмотря на усталость. И при этом уметь находить время на учебную подготовку. А музыкальные дисциплины – фортепиано, дирижирование, вокал, сольфеджио - требуют постоянных продолжительных занятий. Но именно при таком укладе быта мы приобретаем очень нужные жизненные навыки – умение организовать своё время, правильно расставить приоритеты. Мы учимся ценить каждую минуту времени, понимать, насколько оно быстротечно, а потому – бесценно.


Надо учиться богослужебному пению


Вообще, в Академии время не просто идёт – оно неудержимо бежит. Мы и не задумываемся, как от воскресенья к воскресенью, от Рождества к Пасхе, от сессии к сессии проходит лучшее время нашей жизни. Три года в Московской духовной академии больше напоминают три насыщенных, ярких дня. И, пожалуй, самое яркое в них – богослужения. А их благолепие и красота зависят именно от певчих.


В регентской школе учат не путать богослужебное пение, где музыка подчинена слову, с обычным хоровым пением. Постоянные богослужения формируют вкус к выбору церковного репертуара. Начинаешь понимать, что пение - это молитва, а не сухое исполнение нотной партитуры.


Богослужебное пение должно быть подобием ангельского пения, которое впервые вознесли Богу ангелы после сотворения невидимого мира. Я не представляю, каким было это неземное прославление Творца. Но, без сомнения, это было самое чистое, самое светлое звучание, какое может быть. Очень трудно соответствовать такому высокому идеалу. Даже практически невозможно. Но певчим нужно помнить, чьи они последователи. Им следует приходить на клирос и стараться не просто отпеть службу, а спеть так, чтобы пришедшие в храм люди стали хоть немного ближе к Богу.


Тут встаёт, пожалуй, самая трудная задача перед воспитанницами регентской школы: не утратить благоговейное, трепетное отношение к службе и молитве, несмотря на частые, порой утомительные богослужения. Опасность потерять чувство благодати и умиления бывает очень велика. Мы зачастую не задумываемся о том, насколько важна и высока наша миссия. Мы позволяем себе нерадивое и легкомысленное отношение к своему послушанию.


А ведь именно от нас зависит, с чем в душе уйдет человек из храма. В храм приходят самые разные люди – зачерствевшие, равнодушные, отчаявшиеся, потерявшие всякую надежду и желание жить. Мы должны петь так, чтобы растопить души таких людей, чтобы в самое чёрствое и самое ледяное сердце проник лучик света и Божьей любви. Архимандрит Матфей (Мормыль) говорил: каждую службу нужно петь так, будто она поётся в последний раз. Мудрость этих слов велика. Нельзя жалеть себя, когда служишь Богу. Я это поняла, когда несколько раз со мной произошло чудо – простывшее горло и уставшие связки вдруг переставали болеть во время богослужения. Когда поёшь Богу всей душой, всем сердцем, Он посылает новые силы и благодать. Ведь Господь никогда не остается в должниках.


Как открываются характеры


Духовные школы – это заведения закрытого типа, поэтому преподавательский и студенческий коллектив часто называют академической семьёй. И это действительно так. Все живут одной жизнью, по одному уставу: общая молитва, общее ожидание и встреча праздников, общий досуг и трапезы, общая крыша над головой… Даже переживания и радости становятся общими. Все знают друг друга, и потому жизнь каждого на виду. Такое положение учит ответственно относиться к каждому своему слову и поступку. Ты живешь бок о бок с такими же студентами, как ты сам, и начинаешь понимать, что все мы разные. Невозможно заставить другого жить так, как тебе кажется правильным.


И именно в таких условиях жизни обнажаются все стороны человеческого характера. Приходится смиряться, сдерживать свой язык и эмоции, оправдывать, учиться не обижать и не обижаться. И так со временем начинаешь понимать людей: сострадать им и сорадоваться, воспринимать чужую боль, как свою, делиться своим опытом и самому получать ценные жизненные советы и уроки. Погружаешься во внутренний мир человека и понимаешь, насколько уникален каждый из нас. Происходят чудесные встречи родственных душ. Чаще всего друзья, которые приобретаются за время учёбы, остаются друзьями на всю жизнь


Жизнь в регентской школе – это не только образование в том смысле, в котором принято его понимать. Это образовывание, формирование себя как личности, готовой к беспокойному плаванию по житейскому морю, устойчивой в бурях и штормах. Только в тихой гавани, в родной Академии, даются богатства, которые обеспечивают устойчивость. Среди этих богатств – опыт молитвы и пения в огромном сводном хоре, опыт взаимоотношений с людьми и непоколебимые нравственные принципы, богословские знания и верные друзья. А воспоминания снова и снова возвращают в эту светлую гавань.


Made on
Tilda